Приветствую всех читателей сайта!
Разговор о счастье продолжается. Также как желание людей быть счастливыми эта тема всегда актуальна. Сегодня рассмотрим эту тему с той стороны, как она раскрывается в книге "Будда и любовь" автором Лама Оле Нидал:
Магия любви
Желание счастья движет всеми действиями и поступками.
Любое - даже самое маленькое существо стремится быть счастливым и пытается избегать страданий.
Как мы представляем себе счастье? Когда нас переполняет радость, когда мы забываем обо всем, охваченные этим чувством; когда лицо светится улыбкой, когда тело заряжено радостной силой; когда ум полон желания обнять весь мир – так многие понимают это чудесное, вдохновенное состояние. И стремлением находиться в нем как можно чаще, а лучше непрерывно, окрашена жизнь большинства людей.
Свежая влюбленность максимально приближает к переживанию великого счастья. Мы оказываемся во власти неподдельного блаженства, мы не можем ни на секунду забыть любимого человека, постоянно вспоминаем обо всех его совершенствах, стремимся делиться с ним всеми возможными радостями, хотим все ему дарить. Мы исписываем горы бумаги, непременно желая выразить глубину своих чувств, одеваемся так, чтобы нравиться ему, и порой теряем интерес к миру шумных удовольствий. Соединиться с объектом желания, быть любимым, дарить любовь и излучать это богатство в мир – лишь немногим знакомо чувство большей полноты.
Окрыляющее счастье в самом начале отношений возникает из нашего глубокого желания любви, природа которого, тем не менее, непостоянна и непредсказуема. Зная об ее изменчивости, мы, казалось бы, не должны удивляться ее частым взлетам и падениям. Однако эти переживания каждый раз оказываются чрезвычайно болезненными: мы не можем оставаться счастливыми, когда исчезают дорогие нам источники радости, любимые от нас уходят и с неотвратимостью подступают одинокие ночи. Что такое счастье, и как сделать это состояние непрерывным? На эту тему найдется не так много достойных высказываний. Хотя мы знаем, что «хорошие девочки отправляются на небеса», и в сказках влюбленные живут счастливо до конца своих дней, – в действительности многие пары нередко тонут в водоворотах своих чувств, не имея ясного представления о том, как лучше строить отношения с партнером.
Большинство людей думает, что счастье сначала нужно найти где-то снаружи, а потом суметь удержать. И общество потребления всегда готово подпитывать это ошибочное мнение: стоит лишь поехать туда-то – и мы будем счастливы; стоит лишь купить то и это – и наступит желанная благодать; надо лишь проголосовать за эту политическую партию – и все будет в порядке; да и, в конце концов, надо правильно питаться. В итоге люди тратят свои силы и драгоценные часы и годы жизни на поиск мнимого счастья, совершенно не зная при этом, как потом уберечь его. Хотя курорты трещат по швам, любые каникулы однажды заканчиваются. Женихи и невесты сбегают по дороге к алтарю; долгожданное профессиональное признание внезапно сменяется злыми сплетнями и интригами со стороны коллег; любимые чада начинают жить собственной жизнью, не пуская в нее родителей; семья лишается отца-кормильца; пенсию, на которую пришлось работать всю жизнь, урезают, а кольца с бриллиантами, что мы собирались носить целую вечность, просто теряются.
Понять, почему так происходит, несложно: счастье, возникшее из преходящих причин, может длиться лишь до тех пор, пока существуют соответствующие внешние и внутренние условия. Если они распадаются, то и зависящее от них счастье исчезает столь же быстро, как и появилось. «Все течет, все изменяется», – говорил 2500 лет назад великий греческий философ Гераклит.
Так это или иначе, но желание счастья остается важнейшей движущей силой существ. Некоторые думают только о себе, однако для большинства этого недостаточно как на духовном, так и на физическом плане. Одинокие ночи не нравятся почти никому, и люди ищут близости любимого человека – хотят обрести в его объятиях долгожданное счастье, чтобы с ним же этим и поделиться. От подобных мечтаний людей не удерживает ни удорожание процедуры развода, ни знание того, что лишь в редких случаях любовь бывает постоянной.
В партнерстве мы ничего не получаем просто в подарок. Розовые облака любви светятся лишь до тех пор, пока мы уделяем им достаточно внимания. Поэтому, когда этап узнавания друг друга уже пройден, в повседневной жизни необходимо настроиться на счастье партнера и на обогащение собственного внутреннего мира. Если посмотреть на инструменты, которыми мы для этого располагаем, станет ясно, что зачастую либо нам их не хватает, либо мы не умеем с ними как следует обращаться.
Быть может, стоит познакомиться с учением Будды. Оно показывает не только как достичь счастья, постоянного и не зависящего от внешних обстоятельств, но и как самому превратиться в источник счастья и любви. Это единственная цель всех средств, предлагаемых Буддой.
Конечно, можно задаться вопросом: «Что, собственно, Будда мог знать о любви, партнерстве и заключенных в них возможностях, если он сам был монахом и окружали его такие же монахи?» Однако его ситуация не была столь ограниченной. Большинство буддистов сегодня, как и в прежние времена, живут полной жизнью – заводят семьи и ходят на работу. Таких практикующих называют мирянами.
Когда Будду нашего исторического периода просили рассказать о практике в повседневной жизни и задавали вопросы о любви, он всегда отвечал исходя из способностей и жизненных обстоятельств спрашивавших – чтобы они могли работать с этой информацией и извлекать пользу для себя.
Надо также иметь в виду, что у Будды был богатый опыт любовных отношений, накопленный еще до того, как он вступил на путь поиска настоящего счастья, не зависящего от болезней, старости и смерти. Поучения о причине и следствии (санскр. – карма), которые Будда дал после своего Просветления, могут помочь каждому, поскольку обеспечивают глубокое понимание взаимосвязей между различными жизненными ситуациями. Без указующих перстов, поднятых в жесте морального наставления, они объясняют, какие результаты принесут те или иные мысли, слова и поступки. Это позволяет нам взять свое будущее в собственные руки. Мы получаем полный ящик инструментов, помогающих нам действовать и вызывать радость в умах других существ и в своем собственном. Соответственно, карма – это вовсе не судьба, но знание, дающее невероятную свободу непрерывно засевать семена тех плодов, которые нам хотелось бы потом собрать. Таким образом, мы постоянно создаем причины для удачного или неудачного партнерства и разделяем ответственность за счастье или страдание близких людей, которые нам открылись. При такой умноженной человеческой открытости во взаимоотношениях и хорошие, и плохие впечатления созревают особенно быстро.
Здесь решающее значение приобретает вид и уровень целей, которые, как мы думаем, обещают счастье. Если мы живем в собственном доме, давно ездим в отпуск по два раза в год, и наша жена каждый месяц оставляет кучу денег в лучшем салоне красоты, то комфортная жизнь на диване перед телевизором с пивом и чипсами уже не кажется нам такой привлекательной.
Мы можем более осмысленно использовать ту силу, которая привела нас к этому этапу жизни, – направить ее на достижение внеличностных целей. Приобретенный опыт является важной основой на пути к постоянному счастью – идем ли мы в одиночку, вдвоем, семьей или с группой друзей. Он позволяет верно применять силу, избыток, радость, любовь и осознанно поддерживаемое на высоком уровне восприятие партнера и окружения, а также исследовать новые, пусть непростые, но увлекательные возможности жизни. Тогда не только любовь долго остается свежей, но теряют силу ограничения в уме и старые привычки. Личностные границы либо растворяются сами по себе, либо становятся для нас вызовом, который мы с удовольствием принимаем. Такой настрой превращает каждое событие в шаг на совместном пути к непреходящему счастью.
(Лама Оле Нидал, глава из книги "Будда и Любовь")